Маринованная мурманская треска, «Наполеон» из утки, мороженое со вкусом тульского пряника, калачи с начинками, огуречное варенье и ещё с десяток блюд, ради дегустации которых стоит отправиться в путешествие. О том, что представляет собой новая русская кухня, рассказывает координатор проекта Ростуризма «Гастрономическая карта России» Екатерина Шаповалова. Поехали!
Проект «Гастрономическая карта России» продвигает и внедряет в сферу гостеприимства блюда национальной кухни и региональных продуктов. С момента старта проекта в 2017 году, его команда проехала по 28 регионам России и провела 34 гастрономических фестиваля.
Постепенно Россия перестает быть страной салата «Цезарь» и чизкейка. Еда — это продолжение знакомства с историей и культурой. Люди хотят попробовать блюда из локальных продуктов, а также узнать детали у фермеров и посоветоваться по меню с шеф-поварами. Многие рестораторы отмечают, что гости, просматривая основное меню, сначала заказывают привычные блюда, но потом спрашивают, что попробовать из местного. Это очень важные изменения.
Меня часто спрашивают, какие новые сочетания продуктов появились в последнее время. Взять хотя бы пироги — их великое множество в нашей стране. Есть открытые пирожки из ржаной муки с начинками: карельские калитки, удмуртские и архангельские перепечи. Они вроде идентичные, а различия региональные есть. Есть калачи — муромский, московский, коломенский. Или у дагестанских тонких лепёшек с начинкой чуду есть аналоги в кухне народов Северного Кавказа и соседних стран.
Разумеется, шефы и рестораторы стараются использоваться местные продукты в приготовлении блюд, да и продукты из других регионов тоже.
В Калининграде живет большой энтузиаст, основатель фестиваля стрит-фуда Александр Исаев. Благодаря ему в нашей стране задумались о культуре уличной еды. А в 2018 году владелец калининградского «Быков-бар» Саша Быков стал победителем European Street Food Awards в Берлине с… маринованной мурманской треской! Так что калининградские рестораны продвигают не только местную балтийскую кильку, но и другие регионы.
Регионы стоят того, чтобы путешествовать. Так можно, например, узнать, что варенье может быть из огурцов. Что мордовские блины — толстые, с полпальца. И делают их из пшенной муки. Что вкус тульского пряника теперь есть у мороженого и йогурта. Что бочковые огурцы особенно хороши, если их макать в мёд.
Чтобы попробовать настоящее, нужно за этим ехать специально. За черноморской барабулькой — в Сочи, за раками и волжской рыбой — в Самару и Ростов-на-Дону, за лунными (жёлтыми) арбузами — в Астрахань, за королевским крабом — на Камчатку, за гребешками — в Приморье, за тихоокеанским кальмаром — во Владивосток, за кызылыком (колбасой из конины) и вяленым гусем — в Казань.
Мы настолько привыкли к определенному составу блюд нашей кухни, что не представляем даже, что в наших регионах, как и во всем мире, существует множество блюд, качество которых напрямую зависит от свежести сезонного продукта.
Так, например, говорит самый медийный шеф-повар Бурятии Андрей Малханов про сагудай. Это блюдо коренных народов Севера готовится из свежевыловленной рыбы — омуля, сига, муксуна, чира, леща или других, с добавлением растительного масла, лука, соли, чёрного перца, уксуса.
Щи из молодой крапивы или щавеля в сезон появляются в меню, но эпизодически, не повсеместно. Пока же этот гастрономический опыт идёт как дополнение к событийному туризму: сезонные продукты, блюда можно попробовать в одном месте на тематических сезонных гастрономических фестивалях.
Безусловно, есть большие мастера в регионах, к которым можно и нужно ехать специально на обеды, ужины, дегустации.
Например, в Краснодар стоит съездить к шеф-повару ресторанов «The Печь» и «Угли-Угли» Андрею Матюхе.
Он является победителем российского этапа международного кулинарного конкурса «Золотой Бокюз». Как и любой художник от кулинарии, он рушит стереотипы о еде: «Наполеон» Матюха, к примеру, готовит из утки, а крем-брюле — исключительно из кореновской сгущёнки, продукта одноимённого молочно-консервного комбината, который известен уже далеко за пределами Кубани.
Именно со вкусовых впечатлений начинается знакомство с культурой. Каким образом упорядочить и создать карту знаковых блюд и продуктов российского производства? Борщ, щи, речная рыба, пироги, лесные грибы — бесчисленное количество рецептов.
Задача экспертов федерального проекта «Гастрономическая карта России» — их систематизировать. Попросите любого человека, далекого от нашей профессиональной сферы, назвать десять блюд российской кухни. Мы проверяли не раз: наши соотечественники сходу называют те же самые штампы, укоренившиеся в мире — блины, икра, борщ, пироги.
Я с нашей командой более полутора лет организовывала так называемые тестовые туры, когда мы испытывали дегустационные сеты региональной кухни. Наши исследования оформились в дегустационные обеды, ужины, мастер-классы от региональных шеф-поваров, фермерские завтраки, экскурсионные пешие туры по малым городам с дегустациями самых интересных блюд и продуктов — так называемые гастрокультурные туры-бродилки.
В 2021 году при поддержке Федерального агентства по туризму запустили мобильное приложение по планированию путешествий «ГИД «Гастрономическая карта России».
Со дня старта «Гастрономическая карта России» очень быстро вышла за рамки одного проекта. Сейчас издано девять кулинарных книг с крупнейшими издательствами России. У каждой книги есть автор и целая группа соавторов — всех их объединяют маршруты «Гастрономической карты России».
Источник фото: (c)NDarya/ Shutterstock