Торжокское золотое шитьё, елецкое кружево, нижнетагильские подносы, федоскинские лаковые миниатюры и ростовская финифть: рассказываем о том, где познакомиться с традиционными русскими ремёслами и купить самобытные сувениры. Поехали!
В конце XVIII века рукодельницы Торжка, старинного городка в Тверской области, освоили золотое шитьё. Вышивали головные уборы, рукава, пояса, обувь, кошельки и детали церковного убранства.
Первые орнаменты были с цветочными узорами. Их работы пользовались большим спросом: в то время в Торжке, основанном на пересечении сухопутных дорог и водных путей, процветала торговля. Изделия закупались и для императорского двора.
После революции мастерские, в которых трудились торжокские золотошвеи, превратились в фабрику. Здесь по-прежнему, как и в старину, расшивают сумки, пояса, одежду, кошельки и другие сувениры.
Познакомиться с историей промысла можно в музее при фабрике. В экспозиции — существующие в единственном экземпляре старинные вышивки и современные панно, выполненные для подарков известным персонам и частных коллекций.
В магазине при фабрике можно заказать даже персональную вышивку. Или сделать её самим — под руководством опытных мастериц.
Всего в России четыре школы лаковой миниатюры: Палех, Мстёра, Холуй и Федоскино. Старейшим из русских лаковых промыслов считается федоскинская лаковая миниатюра.
Зародился промысел в конце XVIII века в селе Данилково, которое теперь слилось с Федоскино. В 1795 году купец Пётр Коробов открыл мастерскую по изготовлению лаковых козырьков и киверов для русской армии. Но побывав на мануфактуре Иоганна Штобвассера в немецком Брауншвейге и изучив там технологию изделий из папье-маше, переключился на изготовление популярных в то время табакерок для нюхательного табака, которые украшали раскрашенные и покрытые лаком гравюры.
С 1814 года табакерки, бисерницы и шкатулки начали раскрашивать вручную — до этого на коробочки для красоты наклеивали картинки.
Наследником Коробова стал московский купец Пётр Лукутин, «раскрутивший» промысел. В XIX веке федоскинскую роспись называли «лукутинскими лаками». В селе открылась мануфактура, проработавшая до 1910 года, когда владельцы фабрики решили её закрыть. Но позже на базе фабрики десять мастеров организовали «Федоскинскую кустарную артель». Она работает и сегодня.
От других лаковых миниатюр федоскинскую отличает внимание к бытовым сюжетам, страсть к копированию картин русских и западноевропейских художников и оригинальные сюжеты из народных сказок. А ещё — материал: миниатюры пишут исключительно масляными красками в технике трёхслойного письма.
Мазок за мазком мастера создают картинку, прорисовывая мельчайшие элементы внешности героя.
Сегодня на фабрике миниатюрной живописи в Федоскино проводят экскурсии и мастер-классы, где можно попробовать расписать своими руками изделия из папье-маше. В музее при мануфактуре — образцы миниатюр за два века существования промысла, почти две тысячи экспонатов.
Не только Жостово известно расписными металлическими подносами: в Нижнем Тагиле этот промысел развивался с конца XVIII века. Способствовал тому высокий уровень жизни горожан, которые украшали дом изысканными предметами обихода и интерьера. А для владельцев заводов и рудников Урала — в том числе для семьи Демидовых — этот промысел служил рекламой своих возможностей.
Идея украшать металлические подносы выросла из традиционных народных росписей. Два основных сюжета — жанровые сценки и цветочные композиции, натюрморты. Уральские мастера выработали приёмы однослойной живописи с тональными переходами цвета, с элементами народных росписей на прялках, сундуках и других бытовых предметах.
Этому промыслу — больше двух с половиной сотен лет: техника миниатюрной живописной эмали пришла в Россию в середине XVIII века из Франции. Первую мастерскую организовали в Ростове Великом, при архиерейском доме. Эмальеры, подражая лиможским ренессансным портретам, писали образки для украшения предметов церковного обихода. Знаменитые цветочные мотивы появились лишь в XIX веке.
После революции промысел пришёл в упадок, однако мастера смогли сохранить его, объединившись в артель. После Великой Отечественной войны она была преобразована в фабрику «Ростовская финифть», которая существует и сегодня.
Финифть — удивительное сочетание эмали и металла.
Музей финифти открыт в кремле Ростова Великого, в помещении Судного приказа. В экспозиции — множество шкатулок, посуды, портретов, подвесок и серёжек. Это одна из самых богатых коллекций в России.
Тоньше и легче, чем вологодское: история елецкого кружева началась в XVIII веке, до этого кружевоплетение в Липецкой области процветало как домашнее рукоделие жён и дочерей богатых купцов. Первые рисунки для кружевных узоров привезли из Европы — Германии, Бельгии и Франции. Но довольно быстро местные мастерицы нашли свой самобытный стиль, которые и воплощали и в платьях для последних великих княжон дома Романовых, и в салфетках, которые сегодня хранятся у коллекционеров.
Первое свидетельство о кружевном промысле в Ельце датировано 1801 годом, о чём свидетельствует прошва на полотенце с надписью: «сей плат шила диаконова дочь Александра Иванова 1801 года». Кружево на этом полотенце выполнено полотнянкой и сеткой.
Плетут елецкое кружево на коклюшках. Только представьте: для одного кружева могут применятся до нескольких сот пар коклюшек. А в отдельных случаях их количество доходит до полутора тысяч! Ещё одна особенность елецкого кружева — природные мотивы и растительные орнаменты. Для плетения используют лён и шёлк, а также хлопчатобумажную нить разных цветов и толщины.
Триумф елецкого кружева случился в 1873 году, когда на Всемирной выставке в Вене работы русских мастерицы привлекли внимание и публики, и специалистов со всего мира.
Полюбоваться кружевными орнаментами можно в «Доме елецкого кружева». Внутри — скатерти, платья, кружевные зонтики, словно из исторического фильма. Есть даже рояльная гармошка! При музее работает магазин.
Источник фото: © Fo_De/ gorwol/ pdeminhiker/ shutterstock