1. Главная
  2. Приключения
  3. Дороги к храму

Дороги к храму

В Москве нетрудно найти точки, где собираются религиозные и национальные диаспоры. Как правило, это районы вокруг храмов. «Заповедник» предлагает прогуляться по местам притяжения московских мусульман, армян и евреев, чтобы понять, как они поддерживают традиции внутри города, где 92% считают себя русскими.

Мусульманский «квартал»

Сеть халяльных магазинов опоясывает Соборную мечеть на Проспекте Мира. Все они открыты с благословления местных имамов. Через дорогу от мечети, на Щепкина 27, — чайхана и продуктовая лавка. Здесь можно купить финики «Рамадан», конину и колбасу «Сабантуй». Напротив халяльной лавки кафе «Татарские пироги», где на стене висят не этнические или религиозные символы, а символы главных российских праздников: пожухлая новогодняя гирлянда и наклейка в честь 9 мая.

Чтобы попасть во двор мечети, нужно пройти досмотр: сумки поставить на ленту, металлические предметы из карманов выложить.

Входы в мечеть для мужчин и женщин — разные. Перед тем как войти в храм, следует разуться и снять верхнюю одежду. Внутри есть указатель — «дежурный имам», почти как врач или пожарный.

В женской части мечети нас встречает «привратница», которая следит за порядком и рассказывает вновь пришедшим об обычаях ислама. На ней платок и бейдж, закрепляющий ее официальный статус. Она одергивает зашедшую полную женщину в желтых резиновых сланцах.

— Вы где их взяли? У входа? Сюда мы без обуви заходим. А в тапочках только на обмывание ходят.

Женский зал — это закуток на втором этаже. Роспись потолка и стен копирует узоры Голубой мечети Стамбула. Молодые девушки сидят на ковре, прислонившись к стене, с планшетами или телефонами.

 — Раньше у нас был целый этаж — четвертый. Но женщин собирается намного меньше, чем мужчин. Ну, максимум 500. Поэтому нам сказали, что целого этажа много, и отдали этот зал.

От центрального зала женщин отделяет ширма, за которой их, стоящих на коленях во время молитвы, совсем не видно. Как и им практически не видно имама. Гендерная граница проведена наглядно. Перед ширмой натянута красная лента, как в музеях или на публичных мероприятиях, заступать за нее нельзя.

Мечеть — центр социальный жизни. Здесь можно совершить сделку, принять решение о браке или найти работу. На информационной доске висит объявление — «Кафе при Московской Соборной мечети объявляет набор на вакансии: официант, повар, мангальщик, шаурмист».

Мечеть — не только культовое, но и туристическое место. На территории молодые девушки делают селфи напротив главных ворот. В сувенирном магазине «Барют» продают косметику, книги, письменные принадлежности из яхонта с мусульманскими символами. Есть игрушки для детей, тоже халяльные.

На полке стоит кукла Folla, внешне очень напоминающая Barbie. На ней хиджаб и длинное платье до щиколоток. Но на картинке рядом кукла нарисована без платка, с распущенными волосами и в летней одежде. Правда, такой она может стать только дома, вдали от посторонних глаз.

На третьем этаже мечети работает музей ислама, куда по роскошному, пружинящему ковру может подняться любой желающий. Действуют и экскурсии. Стоимость взрослого билета — 300 рублей, детского — 150.

Армянский храмовый комплекс

Самый большой армянский собор в Москве находится всего в четырех минутах ходьбы от мечети. Его строили 17 лет: с 1996-го по 2013-й. На территории храмового комплекса — помимо кафедрального собора — есть резиденция патриаршего экзарха и главы Ново-Нахиджеванской и Российской епархии Армянской Апостольской Церкви, гостиница, трапезная, парковка, музей, памятники (в том числе армяно-русской дружбе) и административные здания. Основное отличие армянского христианства от учения РПЦ в том, что армянская церковь — монофизитская. То есть она признает не две природы во Христе — человеческую и божественную, а лишь одну.

В первом зале — историческая экспозиция, выстроенная вокруг рассказа о роли армян в жизни России. На информационных плакатах заголовки: «На службе у России», «Русско-турецкая война и армянский вопрос».

Но главная тема всей коллекции музея и его интерактивных выставок — осмысление культурной травмы, геноцида начала XX века. Книги, картины, скульптуры, воспоминания — все так или иначе связано с пережитым трагическим опытом. Директор музея Рубен Григорян говорит, что к созданию музея подтолкнуло «человечество, уничтожающее само себя, и идея рождения разумного человека, чтобы пойти другим путем». Его обращение звучит в зале с экраном, на котором показывают исторические фотографии погибших во время геноцида.

«Опомнитесь, армяне, пережившие геноцид. Мы не имеем права жить иначе, кроме как любя и чтя свой народ. И делая его интересы важнее своих. И это касается в первую очередь тех, кто сейчас правит Арменией, и эта идея является одной из важнейших, основных для нашего музея».

На территории комплекса есть магазин с армянской едой. Помимо традиционных сладостей встречаются незнакомые по виду и названию продукты. Например, мандак (в переводе — «овощная хризантема») или тжвжик — ассорти из ливера и овощей.

На огромном куполе кафедрального собора — изображение Иисуса. Его лик отличается от изображений в храмах РПЦ: глаза темно-карие, а нос с горбинкой. На стенах церкви герои религиозных сюжетов антропологически похожи на армян. Внутри храм украшен деревом, а на куполе вырезаны 72 креста — по числу младших учеников Христа. У входа стоят хачкары — каменные кресты с тончайшей резьбой.

Посетить комплекс можно ежедневно. Музей работает с понедельника по пятницу с 9:00 до 19:00.

Еврейский центр

Вокруг Московского Еврейского общинного центра в Марьиной Роще, расположенного в десяти минутах ходьбы от армянской церкви, есть не только магазины, но и школы, кафе, музей, издательство, медицинский центр и даже бассейн. Чтобы попасть сюда, нужно пройти строгий досмотр. На первом этаже центра есть несколько кошерных ресторанов.

В этом же здании находится синагога — с женским и мужским помещениями. Напротив неё — маленький магазинчик с сувенирами и ритуальными принадлежностями. В ряд, поблескивая стразами, лежат несколько десятков футляров для мезузы — фрагментов Торы, которые размещают у входа над дверным косяком. Можно купить кипу, расшитую бисером или люрексом (стоимость — от 500 рублей) или чехол для айфона с изображением иудея — в шляпе и с пейсами.

В кошерных супермаркетах на улице Образцова продают множество товаров из Израиля — только хумуса здесь около 30 видов. В огромных пачках на полках выставлены конфеты и кексы из Америки. Цены указывают сразу за упаковку, видимо, следуя американской традиции закупать все большими объемами. Здесь же продают и священные книги.

Напротив выхода из супермаркета, на стене бывшего Бахметьевского автобусного парка, висит электронное табло, на котором высвечивается время религиозных ритуалов — зажигания свечей в шабат. А во дворе Еврейского музея и центра толерантности припаркованы «скорая помощь» Еврейского медицинского центра и «Мицва-мобиль» — машина добра. Это синагога на колесах, которая раскрашена как Стена Плача в Иерусалиме.

Идентичность армянской и еврейской общин выстраивается во многом вокруг осознания культурной травмы — геноцида. Для еврейской и мусульманской общин также важен вопрос обеспечения безопасности. Тем не менее каждая следует миссионерскому духу — везде есть музеи, которые позволяют лучше понять ценности и образ жизни общины. Все три места из нашего маршрута открыты для людей другой культуры, хоть и ориентированы в первую очередь на сохранение традиций.

Автор: Катерина Кожевина